top of page

Минутдинов Мифтах

  • Фото автора: ⭕️
    ⭕️
  • 4 мая 2020 г.
  • 2 мин. чтения

ree

Бабай, бабайка…

- Спи, а то сейчас Бабай придет! – пугают непослушных отпрысков.

У меня свой Бабай– папа моей мамы Минутдинов Мифтах. Отчества у него так и не появилось за его 68 лет непростой жизни. Его папу звали Минутдином, он стал Минутдиновым, дети его стали бы, видимо, Мифтаховыми, но произошла какая-то очередная реформа и имена перестали переходить на фамилии.


Бабай по-татарски – «дед, дедушка», всё очень просто

Бабай Мифтах жил, естественно, в деревне. Область была Куйбышевская, ныне Самарская, а деревня целиком татарская. Меня туда ссылали мелким, еще до школы, и потом, в началке, на каникулы.

Я тогда, наверное, не знал слова «ссылка», но воспринимал это именно так.

В деревне мне не нравилось. Во-первых, языковой барьер. В три года я загремел на 9 (!) месяцев в инфекционку по подозрению в туберкулезе (его не оказалось, но было что-то близкое, бронходенит, вроде) и вышел оттуда ни бельмеса по-татарски. Хотя до этого, по уверению родителей, довольно бойко изъяснялся. Так вот, в деревне мне постоянно приходилось объяснять, что я не говорю по-татарски и почему. Правда через пару недель я уже что-то говорил, дальше – больше, но потом приходило время уезжать, и я вновь забывал выученное.

Во-вторых – домашние животные. Конкретно быки и гуси. Совсем мелким меня прямо во дворе дома сбил с ног молодой бычок и этот детских страх надолго засел в подсознании. Ну а гусями меня пугали деревенские, мол, бывало, они детей до смерти защипывали. И когда здоровенный вожак-гусак, вытянув шею и шипя стремительно направлялся в мою сторону, я не думал о проверке этих мифов, а позорно, но быстро убегал. Позже те же деревенские научили меня «лайфхаку». Если растопырить пальцы «вилами» и зашипеть в ответ, то вожак может испугаться и прекратить атаку. Это срабатывало 50 на 50. Убегать срабатывало на 100.


ree

У Бабая было крепкое хозяйство. Скотина, куры, сад, огромный огород, пчёлы. Он постоянно что-то делал, чем-то занимался. Нас, внуков (до четырех голов численностью), не баловал, тоже нагружал работой. Посильной, но ощутимой. Таскали воду, дрова, ухаживали за посадками…Это, наверное, было третьей причиной моей нелюбви деревни))

Бабай был верующим. Для меня, мелкого, его пятиразовый намаз был чем-то таинственным и даже немного пугающим. В это время он никого не видел и не слышал, казалось он в ином мире…Мама рассказывала мне, что на фронте молодые сослуживцы деда, а таких было большинство, старались держаться к нему поближе в опасные моменты. Говорили, что его бог бережет, ну и их с ним заодно.

О войне Бабай не рассказывал. Вообще. Ничего и никогда.

Награды деда Мифтаха хранились в коробе настенных часов и на моей памяти он их ни разу не надевал. Не знаю почему, может я просто не видел. Но, по просьбе внуков, давал нам подержать их, порассматривать. Точно помню два ордена Славы, медали «За отвагу», «За победу над Германией», еще что-то. Думаю, что и воевал Бабай также, как и жил: просто, надёжно, на совесть. Позже я попытался восстановить боевой путь деда. Нашел два наградных и проследил, где, когда и как воевал его полк (спасибо отдельно Володе Кушеву за помощь!)


В планах съездить в одно-два из тех мест, взглянуть на нынешнее за своего деда, за Бабая Мифтаха.

Спасибо ему


 
 
 

1 комментарий


Знатный у тебя бабайка,Булат. Гордись им.

Лайк

проб

© 2019 Булат Тахаутдинов 

bottom of page